Однотипные машины с яркими наклейками заполонили город - то тут, то там, да повсюду, можно встретить какого-нибудь представителя каршеринга. А ведь всего-то несколько лет назад мы и слова такого не знали, а теперь повсеместно пользуемся услугой в случаях, когда лень передвигаться на своих двух.
Сейчас речь пойдет конкретно о Делимобиль. Он входит в тройку лидеров среди каршеринговых организаций Москвы, и достаточно распространен по всему городу. Но несмотря на это, он имеет больше негативных сторон, чем положительных.
Среди плюсов можно выделить следующие:
Успели насладиться положительными сторонами? Тогда самое время перейти к минусам. Основные недостатки Делимобиля начинаются прямо с прочтения договора аренды. Я попытался лишь обобщить полученные после прочтения знания:
Что же насчет самих автомобилей? Для каршерингового авто существует правило: ТС не должно быть старше 3-х лет. Каршеринг пришел в Россию в 2017-2018 году, и за это время авто изрядно износились. В день один автомобиль Делимобиль меняет до 7-ми разных арендаторов, каждый из которых имеет свой стиль вождения или не имеет его вовсе. Чаще всего машины с повреждениями, царапинами и сколами: весьма плачевное состояние для ТС трехлетней давности.
Статистика ДТП так же весьма интересная. Отмечается, что случаи ДТП с участием каршеринга значительно выросли - на 242%. Если же брать в сухих цифрах, то это 421 зарегистрированный случай за 2019 год, из них с участием Делимобиль - 280. Но это не заслуга автомобиля, а скорее тех, кто находятся за его рулем. Основной пользователь каршеринга - это люди без собственного транспортного средства. А именно, молодежь, не имеющая достаточного опыта вождения. Кроме того, 0,67% этих водителей имеют проблемы с документами, или пользуются аккаунтом, купленным на «черном рынке».
Можно отметить и банальную смекалку русского человека: в арендованных авто пытались переводить трупы, сбивали людей автомобилями или просто разбирали их на запчасти. Все это, в совокупности с мировой пандемией, приносит значительные убытки Делимобилю.
Скажу честно, я впервые попытался прочесть договор аренды «от и до»: великое множество запретов и пару строчек того, что разрешено арендатору ТС. И кстати да, курить в автомобиле, переводить нетрезвых граждан и забывать личные вещи (что, кстати, приравнивается к загрязнению автомобиля) так же запрещено. Не забудьте об этом, когда в следующий раз будете подвозить пьяненьких подружек с вечеринки. Формально тем самым нарушается договор с «Делимобиль», из-за чего агрегатор может выписать штрафные санкции.
Но давайте представим, что вы решили пользоваться арендованным автомобилем строго по правилам: без кальяна, пьяных девчонок и забытых трусиков на заднем сиденье (Господи, зачем же так жить, скукотища полная). В среднем, среднестатистический житель «нерезиновой» проезжает в день по городу около 55 км. А это час-два, с учетом пробок и аварий на дорогах. При стоимости 7 рублей за минуту использования (в утренние часы Делимобиль весьма щедр - всего лишь 3 рубля за минуту), то за год получается нешуточная сумма в 403 200 рублей.
Эта сумма, кстати, не намного меньше суммы, которую тратит владелец личного автомобиля массового сегмента возрастом до 3-х лет. Разница лишь в 4%, а именно 420 873 рубля в год.
20 000 рублей - это цена удобства. Разумеется, на арендованное время можно с комфортом расположиться в автомобиле, но каждый раз перед этим последует переноска всех необходимых вещей на собственном горбу. И хорошо, если каршеринг будет находиться в шаговой доступности. В противном случае, тещу, ребенка, жену под мышку; коляску, велосипед, игрушки в ручки, а сумки… Сумки толкать перед собой. Из-за этого каршеринг имеет популярность именно у одиноких людей, которые еще не успели обрасти всеми прелестями семейной жизни.
В первый год пользования каршеринговыми услугами простые люди смогли существенно обогатиться. Еще бы, в 2018 году из Делимобиль было вынесено:
Помимо этого, снаружи авто было снято множество «лишних» частей, которые просто не поддаются счету: фары, решетки радиатора, эмблемы, бамперы, колеса. Народ пытался и пытается тащить все, что не прикручено. А что прикручено, отдирает и тащит. Общими усилиями люди принесли Делимобиль 259 миллионов рублей убытка только за 2018 год. Несмотря на то, что цифры за 2019 год еще не опубликованы, нет сомнений, что сильно они отличаться не будут.
2020 год тоже внес свои коррективы в доходность Делимобиля. В первую очередь, каршерингу необходимо сменить множество автомобилей в парке, ведь они стали старше трех нет. Так же не стоит забывать и о карантинных мерах. Автомобили стояли во дворах и на парковках - там, где их застал первый день карантина. Делимобиль попытался переориентировать корпоративный сегмент, предоставив авто ретейлу «Пятерочка» для доставки заказов из магазинов, чтобы хоть немного покрыть убытки. Хотя вряд ли такой выход смог облегчить их ситуацию.
Как замена собственного авто - да. Однако клиенту всегда психологически сложно садиться за руль автомобиля общего пользования. Не известно что и как делали в машине эти 7 арендаторов в день. А ведь всякое бывало.
Анастасия Нахват