17.10.2022
«Клондайк» или…? Стоит ли инвестировать в каршеринговые компании

Рынок каршеринга развивается быстрыми темпами: только за прошлый год в столице он вырос на 400%. В таких условиях многие стали рассматривать его как способ инвестиций. Эксперты портала Выберу.ру рассказали, можно ли заработать на каршеринге и как это сделать.

Тенденции на рынке каршеринга

Введение иностранных санкций сказалось на стоимости обслуживания личных автомобилей. В результате многие россияне стали отдавать предпочтение каршерингу. По данным аналитических сервисов, спрос на него только за весенние месяцы вырос более чем на 30%.

Популярности сервисов по аренде авто способствуют и другие факторы:

  • Российский авторынок покидают автодилеры. По прогнозам, к концу года их количество сократиться на 15–20%. Рентабельность бизнеса падает, что связано с уходом многих иностранных марок и сложностями с поставками запчастей.
  • Рост цен на автомобили. В результате санкционных ограничений и сговора дилеров стоимость машин поднялась на 20–40%.
  • В целях минимизации вреда экологии власти приняли новую транспортную стратегию. Согласно ей, использование личного транспорта будет ограничиваться в пользу общественного. Так, планируется продолжать программу по расширению зон платной парковки.

Все это провоцирует граждан отказываться от использования автомобилей и дает толчок развитию каршерингового бизнеса.

Как можно инвестировать в каршеринг

Существует несколько способов инвестировать в каршеринг. С этой целью можно приобрести ценные бумаги действующих компаний, войти в капитал организаций, сдавать собственную машину в аренду или приобрести «инвестиционный» автомобиль.

Игроки данного сегмента плохо представлены на фондовых биржах. При этом текущий опыт торгов не самый удачный:

  • Американская компания Zipcar разместила свои бумаги в 2011 году, когда в США наблюдался рост спроса на каршеринг. По результатам размещения она показала капитализацию выше 1 млрд долларов. Но к 2012 году акции компании подешевели в 3,5 раза.
  • В июле 2022 года свои облигации на торги выставила известная в России компания «Делимобиль». Но вместо планируемых 3 млрд рублей она смогла собрать только 680 млн. Основными покупателями купонов стали частные инвесторы.

Частные инвесторы также могут войти в капитал каршеринговой компании. Однако таким способом деньги привлекают небольшие фирмы, которым непросто соперничать с крупными конкурентами. Поэтому в этом секторе риски слишком велики.

Следующий способ - сдавать машину в аренду через специализированные сервисы. По подсчетам, это может принести годовой доход в размере от 1 до 3 тыс. долларов. Но фактор аварийности существенно снижает вероятность получения долгосрочной прибыли.

Такие же риски существуют при покупке «инвестиционного» автомобиля. Данная схема предполагает, что инвестор выделяет средства на приобретение машины, которую будет использовать компания-каршеринг.

Выберу.ру

Что выбрать инвестору

Эксперты считают, что прямое участие в каршеринговом бизнесе связано с большими рисками. Использование финансовых инструментов представляется более безопасным способом заработать деньги.

При этом наиболее стабильным вариантом является приобретение ценных бумаг автогигантов, которые участвуют в каршеринговых проектах. Хотя в текущей экономической ситуации этот сегмент также остается одним из наиболее волатильных.

Таим образом, несмотря на рост популярности каршеринга, инвестировать в этот бизнес непросто. Ценные бумаги каршеринговых компаний практически не торгуются на биржах. А те, что попадали в свободный доступ, не оправдали ожиданий рынка. Прямое участие в бизнесе путем сдачи своего автомобиля в аренду связано с крупными рисками.