29.10.2024
Автокредиты подорожают: анализ последствий роста ставки ЦБ

Анализ последствий увеличения ключевой процентной ставки Центробанка

Дмитрий Мольков: стоимость займов на автомобили возрастет после решения ЦБ

Центральный банк России принял решение увеличить ключевую ставку до отметки в 21%. Влияние данной меры на цены авто и условия кредитования, а также ожидания для авторынка в обозримом будущем обсуждали представители дилерских центров и специалисты отрасли.

Новый исторический максимум

Последний раз ключевая ставка росла в сентябре, когда ее увеличили с 18 до 19%. Сегодняшний скачок на 2 процентных пункта, который установил ставку на уровне 21%, стал уже третьим последовательным повышением и является беспрецедентным по своей величине. Ранее, в феврале 2022 года, был достигнут пик в 20%.

До официального объявления регулятора эксперты, опрошенные РБК, склонялись к мысли о более мягком увеличении ставки. Из 30 опрошенных специалистов 24 предполагали повышение до 20%, а оставшиеся шесть – до 21%. Однако некоторые аналитики не исключали и возможности достижения 22%.

Ованес Оганисян, руководитель аналитического отдела компании «Цифра брокер», в разговоре с РБК подчеркнул, что до сих пор ужесточение финансовой политики не привело к значимым изменениям, что потребовало от ЦБ новых мер: «Наша экономика продолжает расти, кредитный объем увеличивается, а ценовое давление не утихает, хотя ключевая ставка в среднем за 2024 год держалась на уровне 17%».

В ЦБ Свои действия объясняют необходимостью дальнейшее ужесточение кредитно-монетарной политики для возвращения инфляции к целевым показателям и сокращения инфляционных ожиданий. Возможность дальнейшего повышения ключевой ставки на следующем заседании рассматривается. По прогнозам ЦБ, при текущей политике годовой уровень инфляции приблизится 4,5–5,0% к 2025 году и до 4,0% к 2026 году, после чего останется на заданной отметке».

Увеличение долговой нагрузки

В нынешних условиях экономики, автокредиты стали ключевой составляющей рынка автомобилей в России. Дилеры отмечают, что примерно 80% всех транспортных средств приобретается в кредит. Данные Национального бюро кредитных историй (НБКИ) показывают, что только за первый квартал 2024 года было выдано займов на сумму свыше полутриллиона рублей, что в количественном выражении означает увеличение на 99,2% (всего было выдано 353 тыс. кредитов).

В сентябре, перед ожидаемым ростом стоимости утилизационного сбора, объем автокредитования также вырос: было выдано займов на сумму 192,69 млрд рублей, а за девять месяцев текущего года — 1,09 млн автокредитов на общую сумму 1,58 трлн рублей. В сравнении с аналогичным периодом 2023 года количество увеличилось на 81%, а объем — на 87%. Полная стоимость автокредита в сентябре достигла 22,25%, тогда как в августе она составляла 21,14%. К началу октября этот показатель подскочил до 23,21%. И с последующим повышением ключевой ставки продолжит расти.

Прогнозы специалистов

Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союза, считает, что хотя новое повышение ключевой ставки не принесет драматических последствий для авторынка, отрицательное воздействие на продажи автомобилей ощутимо. Для менее защищенных слоев общества покупка авто уже является почти недостижимой целью.

«Центробанк целенаправленно ограничивает доступ к займам для наиболее уязвимых категорий заемщиков с высокой долговой нагрузкой. Поэтому я не думаю, что эти 2 процента серьезно повлияют на общую картину. Более заметное влияние окажут рост утилизационного сбора и дополнительные сборы со стороны дилеров», — поделился мнением Шапарин.

«После увеличения ключевой ставки Центробанка проценты по автокредитам также подскочат. Это может привести к снижению доли одобренных кредитов из-за увеличения размера ежемесячных платежей. Однако существуют специальные кредитные программы с пониженными ставками», — разъяснил Дмитрий Мольков, директор по финансовым услугам в ГК «Автодом» и ГК «АвтоСпецЦентр».

В информационном бюро Ассоциации РОАД подчеркивают, что рост ключевой ставки негативно скажется на способности людей приобретать товары и, как следствие, на объемы продаж: "Увеличение стоимости кредитования неизбежно." Представители дилерских центров также отмечают рост финансового давления на их деятельность и продолжающееся удорожание автомобилей, следствием чего станет падение продаж.

Отдельно стоит отметить, что сентябрь 2024 года выдался исключительно удачным для продавцов авто, ввиду возросших ожиданий инфляции среди покупателей.

Согласно аналитике от "Автостат", в этом месяце на рынке было реализовано 150 879 новых авто, что на 36,7% превышает показатели аналогичного периода 2023 года. Китайские бренды побили рекорд, продав 93 175 автомобилей, в то время как предшествующий максимум был зафиксирован в августе 2024 года с показателем в 90 098 машин.

Альтернативы автокредитам

Эксперт Шапарин полагает, что в существующих условиях граждане все чаще будут отказываться от автокредитования в пользу беззалоговых займов и абонементных услуг на машины, так как "автокредиты уже давно стоят дороже наличных займов".

Он акцентирует внимание на нестандартности такой ситуации: "По иронии, автокредит является залоговым кредитом, а наличные займы - нет. Однако, в автокредите заключены около 7-8% комиссии для дилера, а также множество дополнительных услуг, что делает его чрезвычайно дорогим".

"Уверен, люди будут активно переходить на абонементные услуги, ведь они стали выгоднее кредитов. А абонемент с опцией выкупа предоставляет шанс полностью избежать системы, созданной дилерами и банками", - заявляет вице-президент НАС.

"При нынешних процентных ставках использование потребительского кредита в качестве варианта к автокредиту, особенно при покупке подержанных автомобилей, обесценивается", - утверждает Дмитрий Мольков.

Повышение ключевой ставки до 21% приведет к тому, что некоторые потенциальные заёмщики, которые ранее могли бы взять кредиты, откажутся от этой идеи и от покупки авто.

Следующее обсуждение ставки центрального банка запланировано на 20 декабря 2024 года.

Нужен автомобиль на время? Предлагаем Вам воспользоваться наши сайтом для аренды автомобиля Москвы!

Покупать автомобили или пользоваться услугами по приемлемым тарифам проката конечно, решать за Вами!