06.08.2021
Яндекс.Драйв - российский сервис каршеринга под микроскопом

Сегодня хотелось бы обратить свое внимание на «Яндекс.Драйв» - одного из трех самых активных агрегаторов каршеринга в Москве, автопарк которого насчитывает свыше 4500 машин. С начала появления каршеринга как явления в России прошло уже три года: самое время обновлять парк автомобилей на новые модели и подводить итоги «пятилетки за три года». Однако перед этим хотелось бы напомнить каждому из вас несколько обязательны и неприятных моментов:

  • ответственность за уплату штрафов лежит на нарушителе. При этом списание штрафных сумм происходит автоматически с привязанной к аккаунту карте;
  • точно так же происходит и с повреждением авто. Если вы не обнаружите имеющиеся недочеты, это может сделать следующий пользователь, а агрегатор «запишет» все царапки и потертости на ваш счет. И, разумеется, тут же спишет сумму компенсации с привязанной карты!;
  • мойка автомобиля происходит за счет желающего помыть его. И да, эти суммы не компенсируются;
  • точно так же не компенсируется и восполнение стеклоомывающий жидкости в автомобиле;
  • сервис может в любой момент заблокировать аккаунт в любой момент если обнаружит какое-либо нарушение договора. И не факт что это произойдет во дворе вашего дома, а не на скоростном шоссе;
  • пользователь несет полную финансовую ответственность за ДТП, произошедшее по его вине.

Чистая прибыль: раскрытие данных

За три года каждый из нас, кто хоть когда-нибудь пользовался услугами аренды автомобиля, почувствовали это удобство, простоту и выгоду. Особенно, если при этом были соблюдены все условия пользования сервиса Яндекс.Драйв. Арендатору не нужно оплачивать страховку за автомобиль, заниматься ремонтом, заправлять авто или беспокоится о парковочном месте: обо всем этом позаботится агрегатор. И если плюсы для пользователя очевидны, то статистика прибыли каршеринга долгое время оставалась загадкой.

Пришло время заглянуть в бухгалтерский баланс предприятий!

Согласно статистическим показателям, чистая прибыль только за первый год работы «Яндекс Драйв» превысила 1,128 млрд руб., в то время как чистый убыток лишь 550,6 млн руб. И это еще не самые большие показатели! - по той же информации «Яндекс Драйв» занимает только третье место по показателям чистой прибыли среди каршеринговых сервисов. На втором месте уютно расположилась компания «Каршеринг» - 1,373 млрд руб и 386 млн руб, известная пользователям как BelkaCar, а пьедестал лидера заняла «Каршеринг Руссия» (его мы знаем под брендом «Делимобиль») - 1,551 млрд руб и 258,7 млн руб соответственно.

Исходя из этих цифр можно сделать предположение о количестве поездок. 60-70-80 тыс поездок? Да, и это только за день!

Поездки по Москве: Яндекс Драйв конкурирует с личным авто

С момента появления Яндекс Драйв на улицах Москвы, жители златоглавой завершили более 73 миллионов поездок. Это число включает в себя только «активное» передвижение транспортного средства, в процессе которого режим «В пути» заканчивается ожиданием или завершением аренды. На сегодняшний день Яндекс Драйф помогает передвигаться 80 тысячам москвичам в будние дни, и 87 тыс в выходные. При этом, каршеринг используется как личный автомобиль: в рабочие часы наблюдается большая концентрация автомобилей в пределах Садового кольца, а по вечерам они равномерно рассредотачиваются по спальным районам.

При этом в выходные дни люди предпочитают пользоваться собственным автотранспортом (если такое имеется в семье), в то же время как путь на работу совершают на арендованном автомобиле. В помощью Яндекс навигатора была получена информация об активности среднестатистического водителя. Да, скрыть свои маршруты становится все сложнее.

о компании каршеринг Яндекс драйв, как пользуются арендаторы

В среднем, машина Драйва используется 8 раз за сутки в рабочие дни и 9 раз в выходные. Это примерно 4,5 часа «В пути» в сутки, и почти 7 часов если учитывать «Режим ожидания». При этом нет разницы какой именно это автомобиль, «обычный», «комфорт» или «Бизнес» - среднесуточное время работы каршеринга остается неизменным.

каршеринг эконом комфорт бизнес

А теперь о грустном: нарушения, ДТП и смертельные случаи

Основная проблема каршеринговых автомобилей заключается во временных ограничениях. Ведь чем быстрее клиент приедет в нужное место, чем меньше денег он заплатит за аренду автомобиля. За счет этого среди водителей в прямом смысле этого слова начинаются «гонки на выживание». Игнорирование разметок, езда по обочинам, несоблюдение скоростного режима: все это значительно увеличивает риск создания дорожно-транспортного происшествия, в которых страдают не только клиенты Яндекс.Драйв, но и случайные участники дорожного движения. Только за последних четыре месяца произошло 638 аварий. В них погибло 32 человека и еще 736 были ранены. По данным МВД, в 75% случаев ДТП фигурирует каршеринговый автомобиль, а это около 479 случаев. Однако не стоит расстраиваться: по сравнению с предыдущими годами, аварийность арендованных автомобилей существенно снижается. Так, с 2019 года по 2020 год аварийность Яндекс.Драйв уменьшилась на 28%.

Каршеринг стал безопаснее? Нет, дело именно в водителях, которые используют прокат автомобилей.

Первое появление каршеринга в Москве буквально дало «зеленый свет» таким же «зеленым» автолюбителям, которые только-только получили права, но не имели собственного автомобиля и стажа вождения. Именно они, чаще всего, и попадали в неприятные истории на дороге, банально не справившись с управлением или не оценив ситуацию должным образом в критический момент.

На сегодняшний день ситуация изменилась: с момента возникновения каршеринга аудитория пользователей тоже потерпела некоторые изменения. Клиенты стали старше, опытнее и внимательнее. Доля пользователей 35 лет и старше за последние три года выросла в два раза - с 19 % до 38 %. Для сравнения, среди пользователей Навигатора доля водителей из этой возрастной группы составляет 63%. Средний стаж вождения тоже изменился в лучшую сторону, с 9 до 12 лет за период с 2018 по 2021 года. При этом доля автомобилистов со стажем до 4 лет уменьшилась на 12%. А опытные водители, со стажем более 15 лет, наоборот заинтересовались современной услугой, и теперь их доля составляет 30% от общего числа клиентов Яндекс.Драйв.

При этом все группы водителей, вне зависимости от возраста и стажа, имеют некоторые нарушения. Статистически это выглядит следующим образом:

нарушения, ДТП и смертельные случаи каршеринг яндекс драйв

При этом средняя скорость пользователей каршеринга не отличается от водителей личных автомобилей. Однако при этом существуют отличия по возрастам водителей: замечено, что чем старше автомобилист за рулем, тем плавнее он управляет машиной. В частности, это выражается в частоте торможений: пользователь 50 лет в полтора раза реже нажимает педаль тормоза, чем 21-летний автомобилист. К слову, 21 год - это минимальный возраст клиента, который может воспользоваться услугами каршеринга.

Возможные проблемы

Сложные ситуации могут возникнуть у любого пользователя, вне зависимости от возраста и стажа вождения. Большинство проблем описываются в правилах пользования автомобилем. При недостаточно внимательном прочтении и действиях не по инструкции, пользователь может попасть на существенные штрафы. Поэтому при:

  • ДТП пользователь обязан выставить знак, включить аварийные огни и вызвать наряд ГИБДД. При этом так же необходимо поставить в известность и «Яндекс.Драйв». Сделать это можно по горячей линии агрегатора. После этого водитель должен зафиксировать повреждения с помощью фотографий, сфотографировать готовый протокол и отправить их в чат поддержки в приложении. Несмотря на то, что все каршеринговые автомобили застрахованы, невыполнение какого-либо из этих пунктов может привести к аннулированию страховки, а ущерб транспорту будет возмещать арендатор;
  • эвакуация автомобиля. Это может произойти при неправильной парковке транспортного средства. В таком случае агрегатор предоставляет арендатору 12 часов: этого вполне достаточно для того, чтобы найти авто, оплатить штрафстоянку и услуги эвакуатора. Если по прошествии 12 часов автомобиль никто не забрал, «Яндекс.Драйв» сделает это самостоятельно, при этом выставив счет арендатору за возврат автомобиля со штрафстоянки;
  • поломки. Все неисправности автомобиля лучше фиксировать еще до начала поездки. В противном случае агрегатор запишет их на ваш счет.

Анастасия Нахват